Кейс: Как жесткая политика работы с поставщиками и автоматизация обработки наличных помогают «Светофору» удерживать цены на 20% ниже конкурентов

В феврале-марте 2022 года многие торговые сети столкнулись с резким ростом цен у поставщиков. Торговая сеть «Светофор» была одной из немногих, кто отказался принять новые условия партнеров, перекладывая расходы на покупателя. Чем это закончилось?

Рассказывает Елена Захаренко, директор торговой сети «Светофор» в Центральном федеральном округе. Также Елена объяснила, как компании удается удерживать цены на 20% ниже конкурентов и как оптимизировать затраты на обработку наличной выручки с помощью онлайн инкассации и автоматизированных депозитных машин (АДМ).

Елена, первый магазин «Светофор» появился в 2009 году в Красноярске, и сегодня это одна из самых крупных торговых сетей в России. Сколько у вас магазинов сегодня?

– В этом году сети «Светофор» исполнилось 13 лет. На сегодняшний день у нас более трех тысяч магазинов в России. Кроме того, мы успешно работаем в других странах. Мы непрерывно развиваемся: например, до конца 2022 года планируем открыть на территории ЦФО еще 50-60 торговых точек.

«Светофор» позиционирует себя как жесткий дискаунтер. Покупатели могут приобрести товары повседневного спроса примерно на 20% дешевле, чем в других магазинах. Как вам удается удерживать такую ценовую политику?

– «Светофор» работает напрямую с производителями, минуя цепочку дистрибьюторов. В феврале этого года мы, как и другие торговые сети, столкнулись с необоснованным ростом цен у поставщиков. Наша компания крайне редко идет на повышение цен, поэтому ненадолго наши покупатели столкнулись с нехваткой товара на полках. 

Через некоторое время ситуация стабилизировалась, и все поставщики вернулись к работе с нами на прежних условиях. Однако за этот период мы нашли и новых поставщиков, так что сегодня в магазинах «Светофор» нет дефицита товаров и по-прежнему приятные цены.

«В феврале этого года мы, как и другие торговые сети, столкнулись с необоснованным ростом цен у поставщиков».

Кроме того, для дискаунтера очень важно правильно организовать управление финансовыми потоками, постоянно сокращать затраты. Один из способов сделать это — обрабатывать наличную выручку торговых точек с помощью онлайн-инкассации и автоматизированных депозитных машин (АДМ). 

С АДМ Moniron компании Profindustry я впервые познакомилась в декабре 2021 года на презентации, организованной Газпромбанком. Я увидела, как работают эти устройства, сколько места занимают, получила ответы на все свои вопросы. После этого мы просчитали, в каких торговых точках использовать АДМ выгоднее, чем делать инкассацию, установили в нескольких из них депозитные машины, обучили персонал. Получив от сотрудников положительную обратную связь, мы решили внедрить АДМ на других торговых точках.

Кейс: Как жесткая политика работы с поставщиками и автоматизация обработки наличных помогают «Светофору» удерживать цены на 20% ниже конкурентов
 
Елена, насколько сложно было научить сотрудников работать с АДМ?

– Люди часто боятся нового, но в случае с АДМ обучение прошло легко. Сотрудники увидели, что работать с депозитной машиной просто и удобно. Так, раньше старшие кассиры несколько раз в день забирали деньги из касс в торговом зале, пересчитывали их в главной кассе. Затем вечером, перед приездом инкассаторов, пересчитывали деньги еще раз, собирали инкассаторскую сумку, заполняли документы. Когда приезжали инкассаторы, их надо было встретить, проводить в главную кассу, отдать им сумку. В общем, длительный и кропотливый процесс. Сейчас старший кассир в течение дня собирает выручку, вносит ее в Moniron, и деньги почти сразу зачисляются на наш расчетный счет. 

В прошлом году многие говорили о том, что объемы наличных платежей сокращаются. Как изменилась ситуация сейчас?

– До февраля 2022 года большинство покупателей расплачивались картами. Потом объем наличных средств увеличился примерно на 20%. На сегодняшний день люди успокоились и опять начинают платить картами. Но это касается, в основном, крупных городов. В небольших населенных пунктах люди часто предпочитают платить наличными. 

«Для удаленных торговых точек АДМ – это просто спасение»

Елена, на ваш взгляд, для каких торговых точек использование АДМ наиболее выгодно?

– АДМ удобно использовать на любых торговых точках, где есть наличная выручка. Выгоднее всего устанавливать депозитную машину в магазинах, где товарооборот не слишком большой. Еще АДМ очень пригодятся в удаленных торговых точках, куда инкассация приезжает не каждый день, а если и приезжает, то в середине рабочего дня. Однако основная выручка в магазине приходится на период после 16 часов, когда люди идут с работы, а также в выходные дни. Для таких торговых точек АДМ – это просто спасение.  

В конце 2021 — начале 2022 года многие инкассаторские компании объявили о повышении тарифов. На сколько выросла стоимость инкассации для вашей компании? 

– Для нашей сети стоимость инкассации практически не изменилась. Думаю, инкассаторские компании обратили внимание, что мы переходим на АДМ, и решили не повышать для нас цены, чтобы совсем не потерять клиента. Ведь там, где стоят депозитные машины, количество заездов инкассаторов сокращается в разы.

«Мы — жесткий дискаунтер, и всегда ищем пути сокращения затрат».

Елена, насколько нам известно, недавно «Светофор» принял решение о приобретении АДМ в собственность. Насколько это выгодно для вас?

– Мы — жесткий дискаунтер, и всегда ищем пути сокращения затрат. Покупка АДМ позволяет нам сэкономить и на бюджете открытия, и на дальнейшем обслуживании. Нам не надо приобретать купюросчетную машину и детектор банкнот в главную кассу, потому что они есть в АДМ. А стоимость обслуживания АДМ, находящихся в собственности, почти в два раза ниже, чем арендованных. Таким образом, мы экономим и на оборудовании главной кассы, и на тарифах.

Читайте также: 
Российский ритейлер «Светофор» закрыл магазин в Бельгии

Планируете ли вы в открывающихся магазинах сразу внедрять депозитные машины?

– Да, все новые торговые точки будут укомплектованы АДМ.

На что вы обращали внимание при выборе модели АДМ?

– Несколько лет назад мы пробовали устанавливать у себя АДМ другого производителя, и этот опыт был неудачным: когда аппарат сломался, на него не оказалось запчастей, поэтому ремонт занял много времени. А мы в течение двух недель не могли зачислить деньги на расчетный счет, потому что магазин находился далеко от большого города, и вызвать инкассаторов было проблематично.  

«Один из способов сокращения затрат на управление финансовыми потоками — обрабатывать наличную выручку торговых точек с помощью онлайн-инкассации и автоматизированных депозитных машин (АДМ)».

Когда Profindustry предложила познакомиться с их депозитными машинами, я задавала много вопросов. Меня убедило то, что Moniron — это российская разработка, производство находится в Подмосковье, а значит, проблем с запчастями не будет. Да и служба техподдержки недалеко — в нее можно позвонить в любое время дня и ночи, получив подробную консультацию и оперативную помощь. Кроме того, Profindustry взяла на себя обучение наших сотрудников. 

Елена, что вы можете посоветовать коллегам, которые сейчас обдумывают, переходить ли им на АДМ?

– АДМ — это удобно, быстро, качественно, надежно, они сокращают трудозатраты персонала и затраты компании в целом. Рекомендую пообщаться с представителями Profindustry — они расскажут обо всех нюансах и помогут в любой ситуации.

По-моему, за автоматизированными депозитными машинами будущее. Онлайн-инкассация – это новый золотой стандарт отрасли в обработке наличной выручки.